Включить версию для слабовидящих
Четверг, 13.12.2018, 16:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Страничка социального педагога Смирновой Н.П.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район, Социальный педагог, Воспитатель
Аннотация: В статье рассматривается определение социализации, факторы успешности, раскрывается вид детской деятельности с разных позиций, перечисляются игровые средства.
Ключевые слова: социализация, игра, игровые средства.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм.
Основными факторами социализации ребенка являются семья, детские учреждения, другие социальные институты и организации.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития, как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество, как принято себя вести в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1) Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
2) Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности [6,4].
Для успешной социализации, по Нейл Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидание, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых, не понимая его (ребёнок "помогает" вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или палку);
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли (дети, играя в куклы, говорят с ними ласково или сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям). Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я";
3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей», этому способствуют подвижные игры [6,4].
В соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» [9,3]. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности, и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.
Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи.
Игра - это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, полученные ребенком в различных жизненных ситуациях, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.
Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям[6,3]..
Игра для ребенка – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, и каждый ребенок имеет право играть, там, где ему удобно. Ведь ребенок дошкольного возраста больше всего на свете любит играть и готов это делать сутки напролет. Именно в игре ребенок учиться общаться с миром, начинает лучше понимать его, он как бы делает разведку в большой мир
Педагог Антон Семенович Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."
Нередко говорят, что игра для ребенка - дело серьезное.
Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
Играя с ребенком, можно помочь ему многому научиться, о многом узнать. И ребенок даже не будет подозревать, что идет занятие. Но именно игра, искренняя, неподдельная. А не заигрывание с ребенком посредством вплетения в учебный процесс.
Любовь к игре особенность учитываемая воспитателем при подготовке и проведении занятий с дошкольниками.
Игры и игровые ситуации на занятиях – неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.
Игровыми средствами могут выступать:
а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
в) нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность. Не зря Станислав Теофилович Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [10,50].
Литература:
1. Акулова О.А., Солнцева О.В. «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.
2. Бабаева Т.И.. Березина Т.А., Римашевская Л.С. «Социализация». Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 256с.
3. «Дошкольное воспитание» № 7 2015 год О.Варпаховская, Ю.Мухаметшина, М.Бортникова «Зеленая дверца». Место ранней социализации в семейном воспитании.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014)
5. Сертакова Н.М.Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64с.
6. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошк.учреждений/ Авт.-сост. Т.В.Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 67с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
10. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Просвещение, 1962—1965.
11. Шипицына Л.М. Азбука общения, ДЕТСТВО-ПРЕСС., Санкт-Петербург, 2003.


Источник: http://dou2-novokub.ucoz.ru/fyyf/statja_mdobu_2_smirnova_n.p..docx
Категория: Страничка социального педагога Смирновой Н.П. | Добавил: dou2 (26.01.2017) | Автор: statja_mdobu_2_smirnova_n.p
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: