Включить версию для слабовидящих
Четверг, 13.12.2018, 15:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Страничка социального педагога Смирновой Н.П.

Роль матери и отца в воспитании детей.
"Роль матери и отца в воспитании детей"
Мама в воспитании детей
Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район, Социальный педагог
Мама играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Материнство ( вместе с отцовством ) наиболее полно удовлетворяет сенсорные , когнитивные , эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений , облегчает усвоение социальных ролей ( в том числе половых ). Материнство – особые отношения между людьми, основанные на факте рождения данного человека данной женщиной или определяемые в законодательном порядке об усыновлении ( удочерении ). Материнство – биологическое и социальное отношение матери к ребенку ( детям). Биологическая основа материнства – инстинкт продолжения рода , который у человека преобразуется в специфическую потребность. Именно родители – первые воспитатели, они имеют самое сильное влияние на детей. Долг родителей – воспитать из ребенка хорошего человека . Отец и мать формируют личность ребенка.
Стать мамой – самая благородная цель женщины. Любовь – неотъемлемая часть материнства. Недостаток материнского внимания, заботы , материнской любви непременно сказывается на развитии ребенка.
Типичные установки, которые будущая мама усваивает от своих родителей ( по В.К.Лосевой):
1. «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношениях». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и зависимой от родителей.
2. « Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний ». Родители формируют у дочери представление о том , что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.
3. « Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью .
4. «Ты – эгоистка , а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки – мать должна полностью отказаться от своих желаний .
Типы матери – своеобразие матери , определяющее ее взаимоотношения с ребенком .
Типы матерей ( по А . Я . Варге):
• спокойная, уравновешенная мама – эталон матери . Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра;
• тревожная мама – мама, которая постоянно находится в состоянии тревоги по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу , которая лишает покоя всех ее членов ;
• тоскливая мама – мама, вечно недовольная. Она напряжена мыслями о себе , своем будущем . Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью ;
• уверенная и властная мама – мама, которая всегда твердо знает , что хочет ребенок. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту . Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость , гасит стремление к самостоятельности, тем более к инициативе .
Невротические типы матерей ( по А .И . Захарову ):
1) «царевна Несмеяна» – бездушная и честолюбивая , к ребенку относится излишне строго и бескомпромиссно ;
2) « снежная королева » – жестокая и непреклонная , старается повелевать ребенком и подавлять его;
3) « спящая красавица» – самовлюбленная и заторможенная , к ребенку совершенно безразлична, обращается с ним как с куклой;
4) « унтер Пришибеев » – грубая и раздражительная, к ребенку относится придирчиво и нередко прибегает к физическим наказаниям;
5) «суматошная мать » – взбалмошная и противоречивая , во всем винит ребенка и часто на него кричит ;
6) « наседка» – тревожно-беспокойная и жертвенная , излишне опекает и оберегает ребенка;
7) « вечный ребенок» – по- детски обидчивая, капризная и беспомощная, ребенка считает обузой и охотно сдает его кому- либо « на поруки».
С помощью матери ребенок прикасается к духовному миру, духовной реальности , мать духовно воздействует на ребенка, создает благодатную атмосферу для творческого роста. Мать вместе с отцом охраняет и оберегает жизнь своих детей, создает условия для полноценного развития .
Отец в воспитании детей
Отцом называют мужчину по отношению к своим детям. Отцовство – отношение к ребенку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье , воспитании и образовании. С биологической точки зрения , вклад отца в появление ребенка ограничивается моментом зачатия, а задачи выживания , воспитания младенца нередко осуществляются без его участия. Юридически отцовство удостоверяется записью рождения, сделанной в органах ЗАГСа . Факт отцовства может быть установлен в судебном порядке. С заявлением в суд вправе обратиться каждый из родителей ребенка, его опекун (попечитель ), если ребенок не достиг совершеннолетия . Если отцовство установлено, дети имеют те же права и обязанности по отношению к родителям, что и дети , рожденные от лиц , состоящих в браке. Отцовство является сложным социально - историческим феноменом .
Роль отца в семье неодинакова в различных культурах и зависит от ряда факторов :
• количества жен и детей;
• степени власти над ними;
• количества и качества контактов с женой и детьми;
• степени участия в процессе воспитания и обучения ребенка;
• меры включенности в порядок обрядовых действий , связанных с детьми;
• степени участия в жизнеобеспечении и защите семьи .
В зависимости от отношения отца к ребенку выделяют определенные типы отцов.
Типология отцов ( по А .И .Баркану):
• « папа -мама» – по-матерински заботливый папа . Он берет на себя все функции мамы: и искупает , и накормит , и книжку почитает . Но не всегда ему удается это делать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо – папа заботлив , добр , отзывчив , а если что-то не ладится – бывает несдержанным, вспыльчивым , даже злым, что отражается на воспитании ребенка
;
• «мама-папа » – папа , который главную задачу видит в том , чтобы угодить чаду . Как мать и как отец он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив , нежен , без перепадов настроения . Ребенку все разрешается, все прощается , и он иногда удобно « устраивается » на папиной голове , превращаясь в маленького деспота;
• « Карабас- Барабас» – папа - пугало , злой , жестокий, признающий всегда и во всем лишь « ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья ;
• «крепкий орешек» – непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, когда он не прав ;
• «попрыгунья- стрекоза » – папа , живущий в семье, но не чувствующий себя отцом . Его идеал жизни – свободная жизнь, без ответственности за судьбы близких людей . Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет заботы жены. При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу;
• « добрый молодец», «рубаха - парень » – папа на первый взгляд и как брат , и как друг . С ним интересно, легко, весело . Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе переживая, но не в силах ничего изменить ;
• «ни рыба, ни мясо», « под каблуком » – не настоящий папа , потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены, в трудные для ребенка моменты он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Главная функция отца – передача детям социального опыта .
Категория: Страничка социального педагога Смирновой Н.П. | Добавил: dou2 (02.03.2015)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: