Включить версию для слабовидящих
Четверг, 13.12.2018, 15:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Страничка музыкального руководителя

Роль интерактивных форм образовательной работы в музыкальном воспитании дошкольников.
Роль интерактивных форм образовательной работы в музыкальном воспитании дошкольников.
Автор статьи: Питенко Елена Николаевна, музыкальный руководитель МДОБУ №2, высшая квалификационная категория
Главным условием развития личности ребёнка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри неё атмосферу сотрудничества, взаимного доверия: детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.
Определение «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение- это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.
Я организую процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помогает мне в решении этой непростой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
- использование развивающих компьютерных программ;
- использование мультимедийных презентаций.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации;
Работа с мультимедийными программами относится к интерактивным формам образовательной работы. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. В моей работе по музыкальному воспитанию старших дошкольников я использую различные видеопроекты. Например, цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий «Лесной концерт» (автор Оксана Титаренко, г.Сургут). Каждое занятие посвящено знакомству с разными группами музыкальных инструментов: клавишными, струнными, духовыми, ударными и т.д. Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп? К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. А используемый цикл занятий помогает детям в игровой форме познакомиться с музыкальными инструментами. Инструменты представлены в необычной сказочной обстановке благодаря использованию сказки в стихах Сергея Волкова «Лесной концерт». Цикл разделён на 7 видеороликов, показ каждого происходит на доминантном занятии, проводимом один раз в месяц. Дети отвечают на вопросы об инструментах, учатся определять их по тембру, узнают отличительные особенности строения, а также приёмы игры на инструментах. В процессе занятия они сами играют на музыкальных инструментах, в музыкальные и дидактические игры.
Большую помощь в развитии ритмического и динамического слуха у старших дошкольников мне оказывают видеопроекты «Ритмы для львёнка», «Носорог», «В лесу», «Кто играет на лугу», «Тихо-громко» (автор Елена Матвиенко, ст.Павловская Краснодарского края) Вместе с мультперсонажами дети отстукивают ритм, обозначения которого они могут видеть .на экране. Видеокартинка подсказывает, какой инструмент сейчас должен зазвучать, и соответственно дети включаются в игру. В процессе занятия можно меняться инструментами, сравнивать их звучание, угадывать по тембру, отвернувшись от экрана. Музыкальный материал, используемый в данных видеопроектах, обогащает музыкальный кругозор ребёнка, воспитывает его музыкальный вкус.
Интересное видеопособие «Картинки с жестами» (автор Елена Матвиенко) помогает в развитии координации движений у дошкольников. На экране меняются различные картинки с изображением человечка, изображающего определённый жест. Сначала я разучиваю с детьми каждое движение без музыкального сопровождения, а когда дети уже могут свободно менять движения, включаю музыкальное сопровождение. Выполнение движений соответственно музыкальному сопровождению способствует дальнейшему развитию ритмического слуха у детей.
Использование мультимедийной системы на музыкальных занятиях оказывает огромную помощь в достижении поставленных целей и задач. Слуховые представления детей подкрепляются зрительными образами, возрастает мотивация к обучению, музыкальному творчеству. ИКТ технологии, а также игровые приемы и методы помогают развивать тембровый слух и общие музыкальные знания старших дошкольников. Учат по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра. Дают представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры. Дети начинают различать инструменты по тембру; узнают названия музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров по внешнему виду; узнают отличительные особенности строения, а также приемы игры на инструментах. В процессе интерактивных занятий у детей улучшается память, развиваются мышление, воображение, внимание, творческие и музыкальные способности, любознательность.
Используемая литература:
Попова Л.А. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс. Ставрополь. 2012 год.
Интернет-ресурсы:
Круглова Л. « Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
Категория: Страничка музыкального руководителя | Добавил: dou2 (16.02.2015)
Просмотров: 547 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 NatashaMam  
https://loveawake.ru - сайт знакомств мамба.ру

Имя *:
Email *:
Код *: